Почему так получилось? Весь секрет в том, что себестоимость такого велосипеда не высока. Вот вы видите в магазине велосипед за 12 тысяч рублей. Но вычтите из него наценку продавца (может доходить до 40%) – получите уже не более 8 тысяч рублей. Дистрибьютер в свою очередь покупает велосипеды на заводе, где отпускная цена не превышает 4-5 тысяч рублей, а реальная себестоимость, за вычетом зарплаты рабочим и затрат на производство составляет уже около 1-2 тысяч рублей. Не правда ли, при таких жестких денежных ограничениях и большой конкуренции трудно придумать что-нибудь оригинальное? Поэтому чтобы выделиться среди других, производитель вынужден на чем-то экономить, иначе существенно вырастет цена и это будет уже «совсем другая история». А значит и все попытки найти золотую середину и выбрать самый качественный велосипед среди бюджетных практически невозможно.
К тому же, модельные ряды велосипедов обновляются каждое лето, а значит утверждения типа «Этот велосипед лучший, я на нем уже три года катаюсь» не могут служить основой для выбора. Новая модель - это уже совершенно другой велосипед, хотя, возможно, с точно таким же названием. Именно поэтому стоя в магазине ориентируйтесь на свои ощущения. Если вас привлекает внешний вид и удобство той или иной модели, то смело покупайте. Только учтите еще несколько немаловажных моментов.
Для начала поговорим о том, где сделан ваш велосипед. Все современные бюджетные качественные рамы делают в Тайване. Неплохими являются модели китайского производства. А вот если понравившийся вам велосипед сделан в Малайзии, Сингапуре или Вьетнам, то это уже хуже. Что касается утверждения продавцов о том, что модель была произведена в Европе или США, то это своего рода рекламный трюк. Скорее всего, в этой стране находится головной офис компании-произоводителя. Но делают бюджетные велосипеды всех европейских и американских марок исключительно в Азии.
Возвращаясь к брендам, хочу обратить внимание на следующий момент: есть «дорогие» бренды (cannondale, yeti, kona, specialized) и «дешевые» (merida, stark, atom, trek, haro, felt). Бюджетные велосипеды «дорогих» брендов в среднем стоят дороже, чем аналогичные модели «дешевых» брендов. Поэтому выбирая бюджетный велосипед, лучше обратить внимание на «дешевые бренды».
Что касается компонентов, то моя позиция здесь такая: велосипед должен быть сбалансирован. Т.е. все компоненты должны быть примерно одной ценовой категории. Например, бессмысленно на дешевый велосипед ставить супер-легкий (и супер-дорогой) руль. Это также, как на запорожец поставить литые диски и т.п. Если у вас есть время – почитайте про компоненты в других статьях на этом сайте и вы сможете лучше понять что вам предлагают.
Переключатели. Лучше всего, если это будут Shimano или SRAM. Под этими логотипами должно находится как минимум три компонента трансмиссии: переключатель задний, переключатель передний и манетки (переключатели скоростей на руле).
Тормоза. Считается что дисковые тормоза лучше. Но мне лично больше нравятся v-brake («ви-брейк», «обычные тормоза»). Многие профессиональные спортсмены также отдают предпочтение вибрейкам. Я не могу однозначно сказать какие тормоза будут лучше для вас. Дешевые дисковые тормоза тяжелее вибрейков. Кроме того, если вы покупаете бюджетный велосипед с дисковыми тормозами будьте готовы к дополнительным трудностям в обслуживании.
Амортизаторы. На дешевом бюджетном велосипеде может быть установлена амортизационная вилка на переднем колесе, но никак не два амортизатора. Дешевые велосипеды с задним амортизатором рискуют просто рассыпаться на дороге (помимо того, что они еще и тяжелые и на них трудно развить большую скорость). Конкретная модель амортизатора для ценовой категории 8-12 тыс. руб. большого значения не имеет. Отмечу лишь что с каждым годом качество амортизаторов улучшается (последние несколько лет).
Если же вы нашли себе подходящую модель, но, к сожалению, конкретно это седло вам кажется неудобным, или смущают покрышки, то мы советую вам купить велосипед и заменить эту деталь: купить новую или сделать апгрейд обменяв деталь вашего велосипеда на равноценную.
Чтобы купить велосипед дешевле лучше всего покупать прошлогоднюю модель – скидки могут достигать 30-50%. Обычно самый большой выбор прошлогодних моделей в декабре-январе, а к маю практически ничего не остается. Так что имеет смысл заранее подготовится к летнему сезону.
И в заключение небольшая инструкция:
1. Обратите внимание на модели прошлого года – возможно на них есть скидка
2. Покупайте велосипеды «дешевых» брендов – merida, stark, atom, trek, haro, felt
3. Покупать лучше всего через знакомых или в магазине
4. Не уделяйте слишком большого внимания отдельному компоненту – его можно потом заменить
5. Ориентируйтесь на свои впечатления, не углубляйтесь в технические «дебри»